Асфальтоукладчик — чрезвычайно востребованная техника специального назначения при обустройстве дорожных покрытий. Отличается высокой производительностью, обеспечивает быстрое и качественное выполнение работ, минимизируя физические усилия со стороны людей. Современные производители поставляют на мировой рынок огромное разнообразие моделей машин под любые производственные условия, начиная от укладки тротуаров и вплоть до обустройства автобанов, способных выдерживать высокую пропускную нагрузку. Отлично подходят для работы с асфальтобетоном — материалом, который сегодня используется при укладке большей части дорог.

Сейчас остановимся более подробно на том, какие требования предъявляются к процессу укладки составов. Рассмотрим основные типы асфальтоукладчиков, их устройство, а также ряд ключевых факторов и характеристик, обеспечивающих высокую эффективность использования техники на практике.

 

Основные требования к качественной асфальтоукладке


Для того, чтобы получить ровную, гладкую и прочную дорогу, которая на протяжении длительного периода времени сможет выдерживать высокие эксплуатационные нагрузки, прослужит максимально долго, необходимо при выполнении работ соблюдать ряд ключевых характеристик:

  • используйте исключительно однородную смесь без комков и прочих включений;
  • слой необходимо укладывать так, чтобы отсутствовали малейшие перепады плотности, что могло бы привести к формированию волнообразной формы;
  • четко должна соблюдаться температура состава в процессе укладки, должны отсутствовать перепады по длине ковра, она не должна быть ниже нормируемых параметров на момент уплотнения катками.

Обеспечить эти параметры позволит исключительно использование надежной техники специального назначения, а именно асфальтоукладчиков.
 

Основные разновидности асфальтоукладчиков

 

Сам по себе асфальтоукладчик представляет собой технику специального назначения, предназначенную для укладки верхних слоев дорожного полотна. Предназначен для работы с горячими асфальтобетонными составами и их предварительного выравнивания, уплотнения перед проходом дорожного катка. Впервые данные машины появились на рынке уже около 900 лет назад (в 1932 году). Это была разработка американской корпорации Barber Greene. Несмотря на то, что сейчас прошло уже очень много времени, принципиальное устройство данных машин не изменилось.

Если говорить о классификации асфальтоукладчиков, то здесь стоит выделить 3 основные группы:

  1. По конструктивному решению.
  2. По типу шасси.
  3. По производительности.

Рассмотрим эти категории более подробно.

 

Виды асфальтоукладчиков по конструктивному решению


На сегодня выделяют 3 основные категории асфальтоукладчиков в зависимости от конструктивного решения:

  1. Прицепные. Такие машины работают исключительно совместно с базовым тягачом. Преимущественно используется машины самосвального типа. Изначально выполняются базовые настройки под необходимую толщину укладываемого покрытия. После этого оборудование подсоединяется к самосвалу. В его кузов загружается асфальт. По мере выполнения работ асфальт из кузова машины будет передаваться в бункер прицепного асфальтоукладчика. Когда в кузове самосвала смеси не останется, устройство перецепляют на другую машину и процесс укладки дороги продолжается. На практике прицепные модели получили применение благодаря своей простоте и удобству в работе. Но весь процесс снятия с одной машины установки на другую занимает достаточно много времени, в результате чего асфальтобетонная смесь может остывать, что негативно скажется на качестве готового полотна. Поэтому такие модели асфальтоукладчиков используются преимущественно при обустройстве второстепенных, временных дорог.
  2. Полуприцепные. Представлены в виде навесного оборудования к грейдеру, тракторам, мощным погрузчикам. По производительности они будут значительно выше, чем прицепные аналоги, что во многом обеспечивается отсутствием необходимости в замене одного тягача на другой в рабочем процессе. Но все равно им потребуется время для загрузки бункера по мере того, как засыпанный асфальтобетон будет расходоваться.
  3. Самоходные. Получили на практике наиболее широкое применение, что обусловлено высокой производительностью, надежностью, функциональностью. Это полноценная самоходная машина, оснащенная вместительным бункером, пополнять запас которого можно непосредственно на ходу. Благодаря этому процесс асфальтоукладки осуществляется в непрерывном режиме, сохраняется температура асфальтобетонной смеси, повышается качество и скорость выполняемых работ. Самоходный асфальтоукладчик создает надежное и долговечное покрытие в соответствии с требованиями нормативной документации. Широкое применение получили при обустройстве дорог общего назначение, в том числе и тех, которые будут использоваться в условиях повышенной проходимости. 

Виды асфальтоукладчиков по типу шасси


Исходя из данного параметра выделяют 2 группы асфальтоукладчиков:

  1. Гусеничные. Здесь используются специальные мягкие гусеницы, которые не разрушают предварительно созданное покрытие. Благодаря максимально равномерному распределению веса машины по поверхности гусениц минимизируется нагрузка на формируемое полотно. Также в такой спецтехнике предусмотрена возможность корректировки ширины захватываемой поверхности, что позволяет за один проход обустраивать достаточно большие по площади участки. Такие машины получили широкое применение при обустройстве автодорог межобластного и международного назначения, аэродромов их других участков, где в приоритете высокая производительность работ. 
  2. Колесные. Такие асфальтоукладчики в рабочем процессе захватывают значительно меньше площадь. Так, здесь предусмотрено ограничение в 2 полосы движения. Но они способны самостоятельно перемещаться по дорогам, что значительно упрощает их транспортировку. Благодаря более компактным размерам и рабочим особенностям такие машины в основном используются при обустройстве дорог в городах и других населенных пунктах.


Виды асфальтоукладчиков по производительности


Сразу хотим отметить, что производительность — это параметр, на который оказывает непосредственное влияние объем бункера, мощность силового агрегата, скорость перемещения машины, ее массогабаритные показатели, а также возможная толщина укладываемого слоя, ширина захвата. Так, в зависимости от данного параметра выделяется 3 категории асфальтоукладчиков:

  • Мини. Эксплуатационная масса таких машин не превышает 6 тонн. Они способны за 1 час работы укладывать в среднем 250 тонн асфальтобетонной смеси. Ширина формируемого полотна находится в диапазоне от 1 до 3,5 метров.
  • Среднее. Это машины, весом от 6 до 10 тонн, Способны за час непрерывной работы укладывать от 250 и до 700 тонн состава. При этом ширина формируемой полосы может достигать 5 м.
  • Тяжелые. Такие асфальтоукладчики имеют массу свыше 10 тонн, а их производительность находится в диапазоне 700-850 т/час. Ширина формируемого полотна — от 3 и до 12 м в базовой комплектации. 

Немного о том, как устроен и работает асфальтоукладчик

В конструкции асфальтоукладчика, а именно в его передней части предусмотрен бункер, в который будет засыпаться асфальтобетонная смесь. На машинах с высокой производительностью дополнительно предусмотрен конвейер перегружателей. Благодаря ему подача рабочего состава с кузова самосвала будет осуществляться максимально плавно. В ряде случаев, а именно при использовании американской технологии асфальтоукладки используется отдельный перегружателель, способный захватывать материал и передавать его в бункер при помощи поворотного конвейера. В очень редких случаях смесь с самосвала предварительно ссыпают на дорогу перед асфальтоукладчиком одним длинным волком, после чего подборщик захватывает состав и передает его бункер. Нередко сам бункер комплектуется раскладными бортами, что значительно упрощает процесс транспортировки спецтехники между объектами.

Из бункера асфальтобетонную смесь захватывают пластинчатые питатели и подают ее в шнековую камеру. Здесь она проходит между левым и правым шнеком, которые равномерно распределяют ее по всей ширине предстоящей укладки. Оператор в рабочем процессе может менять как направление, так и скорость вращения шнеков, благодаря чему обеспечивается регулировка подачи, а сама смесь дополнительно перемешивается, что обеспечивает ее однородность.

Сама шнековая камера — это не закрытая емкость. Дело в том, что здесь нет днища. То есть перемешанный и равномерно распределенный асфальтобетонный состав подается непосредственно на дорогу. При этом ширина самого шнека в основном соответствует ширине формируемой полосы.

После шнековой камеры асфальтобетонная смесь поступает под воздействие трамбующего бруса и в разглаживающей плиты. При помощи бруса формируется поверхность, достаточная для последующие прохода катка. А вот плита выравнивает состав и дополнительно уплотняет его. В последнее время большая часть асфальтоукладчиков также комплектуется вибровозбудителями, которые заставляют колебаться плиту и брус с частотой 30-70 Гц и амплитудой 3-8 мм. Также плита оснащается дополнительно электрическим либо газовым подогревателем, благодаря чему обеспечивается простое поддержание нормируемой температуры состава перед уплотнением.

Также на рынке представлены и асфальтоукладчики без бункера. В этом случае они будут работать исключительно с заранее сформированными валками. Ряд машин комплектуются открытыми шнеками и вертикальными щитками, при помощи которых будут формироваться валки материала. Нередко асфальтобетонную смесь по поверхности распределяет сам самосвал благодаря специальному распределительному устройству, которое к нему крепится. Но все асфальтоукладчики, в конструкции которых не предусмотрен бункер, отличаются более низкой эффективностью в работе, что обусловлено отсутствием четкой дозировки материала.

Кабиной комплектуется далеко не каждая машина. Многие асфальтоукладчики оснащены тентами, смонтированными над местом оператора. Особое внимание уделяется виброизоляции кресла, что минимизирует негативную нагрузку на человека. Управление техникой обеспечивается с пульта. На нем предусмотрены кнопки выбора режимов, жидкокристаллический экран, световые индикаторы и пр.

Работают асфальтоукладчики от мощных дизельных двигателей. Особое внимание при их производстве уделяется содержанию вредных примесей в выхлопных газах. Благодаря передовым электронным системам гарантируется четкая регулировка оборотов, расхода топлива, нагрузки, минимизируется продолжительность холостого хода.

 

Особенности изменения ширины укладки асфальта

 

Выше мы уже говорили о том, что ряд асфальтоукладчиков позволяет менять ширину укладываемой полосы. Обеспечивается это путем выполнения несложных регулировок. Большая часть современных производителей поставляют на рынок оборудование, в которое заложен определенный запас по мощности и прочности. Этих показателей вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стабильность работы машины в наиболее нагруженных рабочих режимах. Также к таким машинам нередко предлагаются дополнительные секции.

Если окажется, что необходимо увеличить ширину захвата самой полосы, то уширители дополнительно устанавливаются на выглаживающую плиту, закрепляются механически. В результате получаются достаточно эффективное решение, которое на практике покажет высокую производительность. Наряду с механическим креплением уширителей также есть и гидравлические модели, которые входят в стандартную комплектацию многих асфальтоукладчиков. Такие машины будут несколько дороже аналогов, но зато в рабочем процессе они не будут требовать никаких доработок и видоизменений, что сэкономит время на переоборудование. Особенно удобным такое решение будет в случае, если менять рабочую ширину асфальтоукладчика приходится по несколько раз на день.

Наряду с уширителями шнековой камеры также предусмотрены и уширители брусьев и выглаживающих плит. Благодаря этому получается конструкция, способная обеспечивать качественную укладку полотна шириной вплоть до 18 м.

 
Нюансы управления асфальтоукладчиком


Современный асфальтоукладчик — это не только высокотехнологичная, но еще и чрезвычайно удобная, продуманная в работе машина. Все те процессы, которые еще несколько лет назад приходилось выполнять людям, сегодня взяла на себя автоматика и электроника. С их помощью корректируются:

  • поперечные и продольные уклоны машины, ее рабочие элементы;
  • скорость и направление перемещения техники;
  • обороты и направления вращение шнеков;
  • количество смеси в шнековой камере;
  • толщина формируемого слоя;
  • стабильная температура разглаживающей плиты;
  • стабильность работы гидросистемы, двигателя и прочих параметров.

То есть оператору остается сосредоточиться только на непосредственном управлении движением и взаимодействием с самосвалами, а также прочими машинами, которые используются при укладке асфальта. Высокая интеллектуальность автоматизированных систем позволяет формировать покрытие, в полной мере соответствующее жестким требованиям к текстуре и ровности формируемого полотна.

Мы уже говорили о том, что принципиального изменения конструкция асфальтоукладчиков не претерпела с момента их появления на рынке. Но вот что меняется, так это компьютеризация и автоматизация спецтехники. Производители постоянно совершенствуются в этом направлении, что он делает технику еще более производительной и эффективной в работе.

 

Подводим итоги

 

Как видите, современные производители поставляют на мировой рынок огромное разнообразие асфальтоукладчиков под работу на различных площадях и участках. Это машины, которые окажутся эффективными, надежными и долговечными в рабочем процессе, порадуют своей эффективностью работы, помогут сформировать качественное покрытие, которое выдержит даже интенсивные нагрузки.

Чтобы подобрать правильно модель под предстоящие рабочие условия необходимо обратить внимание на технические характеристики машины, а также на стоимость. Здесь предусмотрена прямая взаимосвязь, поэтому вам необходимо четко определить, в каких условиях будет эксплуатироваться данная машина и не переплачивать за функционал, который не будет использоваться на практике. Более подробно с разнообразием моделей, техническими характеристиками, описанием можно познакомиться в каталоге товаров «Hydromarket». Если в процессе выбора возникнут сложности или затруднения, свяжитесь с менеджерами компании в удобное для себя время.