Отсыпка дорог щебнем — неплохой вариант для обустройства покрытия, которое в эксплуатационном процессе не будет подвергаться повышенным нагрузкам. Такое решение может использоваться при организации подъездных путей в частном секторе, коттеджных поселках, при обустройстве временных дорог. Они потребует минимум времени в реализации, незначительных материальных вложений. Но все же данная работа должны выполняться в строгом соответствии с требованиями типовых конструкций и технологии. Только в этом случае можно будет получить надежное и долговечное покрытие, которое отлично покажет себя в заданных эксплуатационных условиях.
Вместо щебня также может осуществляться отсыпка дорог бетоном высокой прочности, асфальтовой крошкой, грунтом. Среди преимуществ такого решения выделяют невысокую стоимость, длительный период использования возможность выполнения работ в любое время года, а также отсутствие негативного влияния на окружающую среду.
Сейчас познакомится более подробно с тем, какие виды дорог могут обустраиваться с использованием данной технологии, а также с технологиями строительства.
Основные разновидности дорог
Прежде чем переходить к непосредственному знакомству с технологией отсыпки проезжих частей щебнем, необходимо поднимать, какие типы дорог на сегодня существуют:
- Грунтовые. Сюда относят все разновидности покрытий, которые подходят для перемещения колесной техники, дно без твердого верхнего слоя. Благодаря добавлению в состав смеси для засыпки гравия, шлака и местных вяжущих компонентов улучшаются эксплуатационные характеристики покрытия. Единственное, что надо понимать – такие дороги прокладываются по естественному грунту. Это значит, что период осенней и весенней распутицы, зимняя слякоть может сделать их не проездными. Также надо учитывать и минимальную ширину полотна — не менее 4 м для того, чтобы на нем могли разъехаться встречные машины. Если планируется строительство дачной дороги, то здесь будет достаточно грунтовой дороги, шириной 2 метра.
- Проселочная. Это одна из разновидностей грунтовых дорог. Она практически ничем не укрепляется. Периодически выполняется ее разравнивание при помощи грейдера. Разделение на полосы здесь не предусмотрено.
- Полевые. Подробные дороги формируются в результате обычного накатывания грунта автотранспортом. Выглядит как две параллельные колеи, которые нередко прорастают травой.
- Автомобильные. Это уже полноценное инженерное сооружение, предполагающие обустройство минимум двух полос для попутного и встречного движения. В зависимости от назначения они могут быть федеральными, региональными, местными и частными. Конструктивно состоят из непосредственного полотна из асфальтобетонной смеси, которое укладывается на предварительно подготовленное основание. Также к автомобильной дороге относят полосу отвода со всеми сопутствующий элементами, земляное полотно дорожную одежду, две обочины по краям полотна, а также боковые каналы для отвода влаги, бровки и обрезы. В частности, на обрезах могут сооружаться здания или же обустраиваться зеленое насаждение.
Отсыпка щебня по большому счету может выполняться на каждой из этих дорог. Если говорить о грунтовых, проселочных полевых, то такое покрытие способно обеспечить повышенную проходимость в разное время года. Подсыпка щебня на автомобильных дорогах зачастую используются на этапе формирования подложки, которая станет основой надежной и долговечной конструкции полотна в целом.
Виды щебня, который используются при отсыпке дорог
Следующее, с чем необходимо познакомиться перед тем, как выполнять отсыпку дорог щебнем, так это с разновидностями самого материала:
- Гранитный. Наиболее прочный материал в своей категории. Благодаря этому он выдерживает повышенной нагрузки, не деформируется, не растрескивается. Широкое применение гранитный щебень также получил при обустройстве пешеходных зон. Сегодня на рынке можно найти этот материал мелкозернистой, среднезернистой и крупнозернистой фракции.
- Известняковый. Экологически чистый, морозостойкий природный материал с достаточно чистым составом. Но его прочностные показатели оставляют желать лучшего. Его не рекомендуется использовать на влагонасыщенных почвах. Мелкий и средний известняковый гравий используют при отсыпке основного слоя и финишной насыпки.
- Асфальтовый. Это материал, полученный путем разрушения старых дорожных покрытий и их измельчения. Непосредственно в процессе срезания старого дорожного полотна большая часть автогрейдеров тут же перемалывает куски асфальта, дробит их. Дополнительно может выполняться и сортировка по фракциям. Подобный материал отличается повышенной стойкостью к воздействию влаги, температурным перепадам. Подходит для использования на влажных грунтах. От способен в процессе использования дополнительно уплотнятся благодаря наличию в составе битума. Такой материал можно использовать при формировании дорог, по которой будет перемещаться достаточно тяжелая техника. До, если температура воздуха повысится, появится соответствующий смолянистый запах.
- Вторичный. Это также переработанный материал. Его получают путем измельчения. Но только в качестве исходного сырья здесь используется в основном остатки бетона, кирпича и других материалов, которые получают при сносе старый зданий или строений. Такие отходы дробятся, сортируются по фракциям. По прочностным характеристикам, морозостойкости и лещадности они достаточно схожи с показателями известнякового щебня. Но в отличие от него здесь стойкость к влаге будет достаточно высокая. Нередко его используют при формировании дренажного слоя.
Так, при формирование нижнего слоя отсыпки в основном используют материалы более крупной фракции, в то время как верхние формируются с использованием мелкозернистого продукта. В итоге получают достаточно прочное и надежное покрытие для подъездных путей внутридворовых территорий, парковок.
Краткое знакомство с технологиями щебневую отсыпки
Сейчас рассмотрим 4 технологии отсыпки щебнем дорог:
- Послойная укладка подушки.
- С использованием геотекстиля.
- С использование в георешетки.
- С применением стабилизаторов.
Остановимся на каждом варианте более подробно.
Послойная укладка подушки
Это наиболее простая технология, которая используется при отсыпке стоянок, обустройстве небольших грунтовых дорог. Выполняется следующей последовательности:
- грейдер и снимает до 30 см слоя грунта, формируя подобие двухскатного профиля с углублениями по краям проезжей части для отвода воды;
- дно уплотняется при помощи грунтового катка;
- засыпается 15-20 см слой песка для улучшения дренажных характеристик покрытия, выполняется его уплотнение;
- засыпается слой щебня так, чтобы толщина посреди дороги была около 20 см, а к краям постепенно сходила где-то на 10 см;
- дополнительно поверхность утрамбовывается.
Долговечность полученного покрытие оставляет желать лучшего.
Отсыпка дорог щебнем с использованием геотекстиля
Если стоит задача разделить технологические слои дороги, то для этого используется дополнительно геотекстиль – специальный синтетический высокопрочный материал, хорошо пропускающий влагу. Благодаря его использованию повышается итоговая прочность покрытия. Геотекстиль укладывает на утрамбованный грунт, а сверху уже засыпают песок и мелкий гравий. Также в качестве засыпки может использоваться шлак, щебень, асфальтовая крошка. Чем мельче фракция – тем лучше.
Плотность геотекстиля выбирается индивидуально в зависимости от того, для обустройства какой дороги его планируется использовать. Так, этот материал будет оказывать и непосредственное влияния на устойчивость дороги к образованию колеи и на равномерность усадки. При обустройстве грунтовых дорог, плотность геотекстиля должна быть не менее 250 г/м2.
Отсыпка дорог щебнем с использовать в георешетки
Георешетка — плоский материал ячеистой структуры, который обеспечивает дополнительное армирование покрытия. Повышает способность полотна выдерживать как продольные, так и поперечные нагрузки. Предотвращает расползание сыпучих материалов. С его помощью формируется достаточно плотная и прочная конструкция. Такая технология подходит даже для обустройства дорог с достаточно интенсивным движением. Нередко георешетка используется совместно с геотекстилем.
Технология укладки здесь следующая:
- снимается 15-20 см слой грунта, уплотняется дно;
- монтируется георешетка;
- поверхность засыпается мелкозернистыми материалами (щебнем разных видов, асфальтовой крошкой и пр.);
- верхний слой уплотняется катком.
Отсыпка дорог щебнем с использованием стабилизаторов
Стабилизаторы — это компоненты, которые улучшают технические характеристики готового покрытия, в частности прочностные показатели и стойкость к деформациям. Их использование обеспечивает:
- экономию исходных материалов и расходы на их укладку;
- минимизацию транспортных расходов;
- снижение частоты ремонтных работ в процессе эксплуатации покрытия;
- минимальное требование к спецтехнике и количеству рабочей силы.
Отсыпка щебнем при ремонте дорожных покрытий
Технология отсыпки щебнем получила также широкое применение и при восстановлении дорожных покрытий. Так, для ремонта нижнего слоя используют щебень с размером зерна от 40 до 70 мм. Дренажное покрытие формируют с использованием материала фракции 20-40 мм. Верхний слой восстанавливается при помощи 5-20 мм щебня.
Но также надо поднимать, что качество готового покрытия во многом зависит от правильности уплотнения каждого слоя. При ремонте чаще используются не полноценные дорожные катки, а специальные трамбовки, кулачковое и решетчатые ручные модели.
В каталоге «Гидромаркет» вы сможете подобрать щебень разных типов и фракции под отсыпку любых типов дорог с доставкой на объект на максимально выгодных условиях. Консультанты на связи в удобное для вас время.