Минитрактор — это чрезвычайно востребованная техника специального назначения, получившая широкое применение в небольших фермерских хозяйствах, в частных домовладениях, в коммунальном хозяйстве и не только. С его помощью выполняется широкий спектр работ, связанных с посадкой и уборкой сельскохозяйственных культур, а также уходом за ними, перевозкой урожая, уборкой строительного мусора, опавшей листвы, снега. Широкое применение также данные машины получили при обработки садов и полей от вредителей и болезней. Перечислять области применения мини-тракторов можно очень и очень долго, ведь это техника действительно чрезвычайно популярная и востребованная. Ее небольшие габариты и хорошая маневренность позволяют использовать такие машины в условиях ограниченного свободного пространства, на участках сложной пространственной конфигурации.

Но все же каждый, кто сталкивался с эксплуатацией мини-тракторов понимает, что широкие функциональные возможности в первую очередь зависят от того, какими навесными механизмами они комплектуются. Это могут быть разные виды ну плугов, борон, культиваторов, сеялки, картофелесажалки, картофелекопалки, коммунальные щетки и снегоуборочный отвалы, а также много другое. Возможность их работы обеспечивается гидравлической системой. И когда происходит так, что гидравлика перестает работать, перестает функционировать и навесное оборудование, а сам мини-трактор банально превращается в не особо функциональное транспортное средство.

Сейчас остановимся более подробно на том, что представляет собой гидравлика для мини-трактора в принципе. Также рассмотрим основные неисправности, которые могут возникнуть в гидравлических системах данной техники. Приведем способы, которые позволят вам устранить данные проблемы самостоятельно, то есть не прибегая к помощи специалистов.

 

Основные компоненты гидросистемы мини-трактора


Гидравлика, которая сегодня устанавливается на мини-трактора мало чем отличаются от систем, что монтируются на более габаритные аналоги. Она будет состоять из следующих компонентов:

  1. Гидронасос. Этот агрегат по праву можно назвать «сердцем» гидросистемы, так как он приводит в действие все ее компоненты, обеспечивает повышение давления и циркуляцию рабочей жидкости по контуру. В большей части современных мини-тракторов установленные гидронасосы шестеренчатого типа. Они выдают на выходе давление вплоть до 16 МПа, чего будет более, чем достаточно для работы с большей частью навесного и дополнительного оборудования.
  2. Система отбора мощности, включающая коробку и вал. Они отбирают от силового агрегата часть энергии и придают ее на привод насоса, тем самым обеспечивая высокий уровень автономности работы мини-трактора. В зависимости от особенностей предстоящих работ валы отбора мощности могут быть зависимыми и независимыми, синхронными не синхронными. А также они могут отличаться между собой местом установки: передние, задние, боковые. От последнего параметра зависит то, какое навесное оборудование может использоваться в том или ином случае.
  3. Гидрораспределитель. Это клапан, регулирующий направление течения рабочей жидкости в контуре. Он в соответствии с командами оператора будет открывает одни выпускные отверстия и перекрывать другие, тем самым направляя поток рабочей жидкости, находящейся под давлением к тому или иному исполнительному механизму. На практике наибольшее применение получили гидрораспределители золотникового типа. Они будут универсальным решением в различных эксплуатационных условиях и подойдут к установке на большую часть современных мини-тракторов.
  4. Гидробак. Это емкость, предназначенная для хранение всего объема масла, циркулирующего в контуре. В данном резервуаре в обязательном порядке предусмотрены фильтрующие элементы, задерживающие различные загрязнения, которые разносятся жидкостным потоком по контуру. Также в гидробаке осуществляется отстаивание и охлаждение масла перед совершением нового рабочего цикла.
  5. Рукава высокого и низкого давления, а также элементы управления. Первые обеспечивают соединение всех отдельных компонентов в единый замкнутый контур. В качестве элементов управления на практике наибольшее применение получили джойстики.

Как видите, сама гидравлическая система мини-трактора достаточно простая, но все же стоит хотя бы одному из компонентов выйти из строя, как тут же перестанет функционировать и сама гидравлика, и все те навесные, дополнительные механизмы, что установлены на мини-тракторе.

А теперь перейдем непосредственно к тому, какие неисправности в работе гидравлической системы встречаются на практике, как они могут себя проявлять и какие шаги стоит предпринять, чтобы устранить их максимально быстро и эффективно даже не прибегая к помощи специалистов.

 

Неисправности гидросистемы мини-трактора и способы их устранения

Прежде, чем переходить к знакомству с основными неисправностями, сразу хотим выделить такой аспект, как естественный износ по мере эксплуатации. Гидросистема, равно как и любые другие механические компоненты с годами использования может выходить из строя. Это будет актуально даже для тех случаев, когда в вашем распоряжении действительно качественная и надежная гидравлика, которая регулярно подвергалась техническому обслуживанию. Если неисправность, выявленная в вашей гидросистеме, произошла именно по этой причине, то единственное, что вы можете предпринять, так это приобрести новые комплектующие и заменить ими то, что изношено и больше не пригодно к использованию.

Если же речь идет не об изношенных узлах и механизмах, то будем знакомиться с другими поломками и способами их устранения. Так, специалисты выделяют 10 основных неисправностей, которые на сегодня встречаются в гидросистемах мини-тракторов в процессе их эксплуатации. Познакомимся с каждой из них более подробно.

Насос не создает необходимое давление


Здесь также может быть несколько причин, в частности:

  • Отсутствует подача гидравлического масла в систему. Причины, по которым это происходит, а также способы их устранение описаны в предыдущем пункте.
  • Наличие повышенных внутренних утечек ввиду чрезмерного износа. В данном случае вам необходимо проверить производительность агрегата изначально на холостом ходу, а далее— под нагрузкой. Если объемный коэффициент полезного действия окажется ниже паспортных показателей, вам необходимо будет просто сменить насос на новый.
  • Наличие внутренних утечек. Наиболее часто подобные проблемы возникают на валу через корпус насоса или же непосредственно в соединениях гидросистемы. В любом случае вам необходимо проверить все уплотнения, а оптимально, заменить их. Также следует проверить корпус на наличие трещин, раковин. Если они слишком большие и восстановлению не поддаются, насос меняет на новый.
  • Заклинивание золотника предохранительного клапана либо же переливной клапан не сел на седло. В этом случае клапан разбирается и промывается, проверяется состояние его демпфера, пружины, шарика и всего седла.
  • Чрезмерный нагрев масла, что привело к снижению его вязкости. В этом случае необходимо проверить работу системы охлаждения и нормализовать ее. 

Жидкость не поступает в систему, насос не качает


Причинами подобной неисправности могут быть:

  • Неправильный монтаж гидронасоса что привело к тому, что его вал вращается не в ту сторону. Чтобы устранить подобную проблему вам необходимо снять гидронасос и смонтировать его заново, но в этом случае уже правильно.
  • Количество масла в резервуаре опустилась ниже нормы. Устраняется данная проблема очень быстро путем доливки необходимого количества рабочей жидкости.
  • Во всасывающим патрубке или самом рукаве низкого давления произошел засор. В этом случае вам необходимо выполнить несложный демонтаж и устранить загрязнение.
  • Через всасывающий патрубок наблюдается подсос воздуха. Высока вероятность того, что произошла разгерметизация контура ввиду ослабления затяжки соединительных элементов. Поэтому вам необходимо подтянуть эти соединения.
  • Неправильный выбор рабочей жидкости. Если вязкость вашего масла будет слишком высокой или же наоборот, слишком низкой, система не будет работать так, как следует. Поэтому вам необходимо подобрать масло, которое в максимальной степени будет соответствовать предстоящим эксплуатационным условиям, в частности температуре окружающей среды.
  • Засорение демпфера переливного клапана. Также нередко причина неисправностей, связанных с загрязненной рабочей жидкостью. В этом случае клапан демонтируется прочищается и промывается.
  • Механическое повреждение насоса. В данном случае необходимо выполнить полную разборку агрегата, провести дефектовку его узлов и заменить поврежденные элементы. В том случае, если сам насос слишком изношен, его заменяют на новый.

 

Появление в системе вибраций и шумов


Причинами подобной неисправности может быть:

  • Слишком высокое сопротивление во всасывающем трубопроводе. В этом случае необходимо пересмотреть саму обвязку и, при необходимости, увеличить проходное сечение.
  • Засорился фильтр, что привело к снижению его пропускной способности. В этом случае его необходимо промыть, прочистить или заменить новый.
  • Идет подсос воздуха во всасывающей трубе. Причиной подобной проблемы может быть ослабление соединений. Поэтому все крепежи необходимо подтянуть.
  • Присутствуют вибрации в клапане. В данном случае может быть проблема с демпфирующими каналами, поэтому узел разбирается и выполняется его дефектовка.
  • Сапун, размещенный в гидравлическом баке, забит загрязнениями. Устранение данной неисправности осуществляется путем прочистки этого элемента.
  • В вашей трубопроводной обвязке присутствует резкое изменение диаметра проходного сечения. Проверьте еще раз свою систему и устраните подобное явление.
  • Трубопроводная обвязка закреплена слишком слабо. Чтобы устранить ее вибрации необходимо более жестко закрепить трубы и рукава. 

Повышенное давление на линии нагнетания при работе агрегата на холостом ходу


Произойти подобная неисправность может по следующим причинам:

  • Неправильно подобраны компоненты гидросистемы или же допущены проблемы на этапе монтажа. Подобные неисправности можно предотвратить, если изначально приобрести готовый комплект гидравлики, а не собирать его самостоятельно. Также следует проверить саму обвязку, возможно, в ней присутствуют дополнительные повороты, соединения, способные увеличить гидравлическое сопротивление.
  • Чрезмерное механическое сопротивление при работе элементов агрегата. Здесь также предстоит выполнить разборку, дефектовку компонентов и их замену, если в этом есть необходимость.
  • Засорение каналов гидрораспределителя. Выполняется разборка и прочистка.

 

Неравномерное движение рабочих элементов


Причинами подобной неисправности могут быть:

  • Наличие в гидросистеме воздуха. Вам необходимо открыть соответствующие клапаны и спустить его.
  • Неправильно выполненные настройки предохранительного клапана. Речь идет о том, что нет достаточного перепада между давлением срабатывания и рабочим давлением системы. Проверьте манометром данные показатели и выполните настройки так, чтобы давление срабатывания предохранительного клапана было выше рабочего давления примерно на 0,5-1 МПа.
  • Недостаточное противодавление на сливе. Чтобы повысить сопротивление необходимо отрегулировать дроссель либо же подпорный клапан.
  • Неравномерная подача масла насосом. Скорее всего в данном случае причина скрыта в естественном механическом износе узла, поэтому рекомендуется его просто заменить. 

Масло в системе сильно нагревается


Чрезмерный нагрев масла в системе будет способствовать тому, что в гидробаке жидкость не сможет охладиться до необходимых рабочих параметров, что приведет к тому, что на новый рабочий цикл она пойдет более теплой и, соответственно, ее вязкость не будет соответствовать требуемым рабочим параметрам. Причин этому несколько:

  • Недостаточное отведение тепла в резервуаре. Подобное может наблюдаться при неправильном выборе компонентов, загрязнении проходных сечений. В этом случае необходимо прочистить каналы и интенсифицировать теплоотведение.
  • Поломки терморегулирующей аппаратуры. Необходимо выявить определенную неисправность и устранить ее.
  • Во время пауз между совершением рабочих циклов насос не разгружается. Подобная проблема будет указывать на наличие дефектов в самом разгрузочном устройстве. Его необходимо разобрать и проверить. При необходимости— заменить. 

Появление следов масла на маслобаке или сливном фильтре


Если вы заметили следы масла на заливной горловине маслобака либо же на сливном фильтре, то есть вероятность, что:

  • Вы переборщили с количеством масла при заливке в гидросистему. Вам надо просто слить лишнюю жидкость.
  • Нарушилась герметичность системы, в результате чего в нее подсасывается воздух. Здесь проверяются соединения и выполняется их затяжка, а при необходимости — замена уплотнений.
  • Забился фильтр или присутствуют механические повреждения на его крышке. В этом случае фильтр промывается, а уплотнения меняются на новые. 

Золотники не переключаются


Наиболее часто подобная проблема наблюдается в золотниках с электрогидравлическим управлением. Получается, что при запуске электромагнита переключение не происходит. Подобное может произойти по таким причинам:

  • Произошел задир золотника в результате чего его заклинило. Подобное явление также может наблюдаться при слишком загрязнённом или чрезмерно вязком масле либо же ослабленной возвратной пружине. В этом случае вам необходимо демонтировать электромагниты и проверить, насколько свободно золотник перемещается без них. Также рекомендуется поменять масло и выполнить промывку клапана.
  • Якоря электромагнитов перестали перемещаться на всю величину хода. Необходимо проверить, почему якорь заедает и устранить эту причину. Также проверяется рабочее давление на зажимах.
  • Загрязнение в дренажном отверстии золотника. Проблема устраняется разборкой промывкой.
  • Повреждения толкателя. Единственное, что можно сделать в данной ситуации — заменить данный элемент. 

Предохранительный клапан перестал удерживая давление


Если вы заметили подобную неисправность, то это могло произойти по следующим причинам:

  • Седло клапана либо демпфер слишком загрязнены или же герметичность в блоке дистанционной разгрузки нарушена. Систему необходимо промыть потоком жидкости, а сам демпфер — прочистить.
  • Седло или шарик слишком изношены. Такие компоненты больше эксплуатироваться не могут, поэтому они меняются на новые.
  • Сломалась или слишком растянулась пружина. Ее также следует заменить.

 

Нарушение герметизации в соединительных элементах


Трещины и обрывы в рукавах высокого и низкого давления, сопровождающиеся разгерметизацией контура возникают по причине:

  • Чрезмерных деформации элементов. Зачастую их необходимо менять на новые.
  • Повышенных колебаний трубопроводов, в том числе резонансных. Выполняется дополнительное закрепление данных элементов жесткими скобами.
  • Повышенное рабочее давление в системе. В этом случае необходимо проверить демпферы, перепускные клапаны. Возможно, необходимо будет добавить несколько таких дополнительных элементов в систему. Также устранить данную проблему можно будет путем снижения оборотов гидронасоса. 

Повышенные утечки через дренажные отверстия


В этом случае вам необходимо проверить:

  • Уплотнение. Высока вероятность того, что они износились ели разрушились. Их необходимо заменить на новые.
  • Распределительное устройство. Скорее всего, его рабочая поверхность изношена. Изначально необходимо проверить их, и, если можно, то выполнить ремонт. Если нет — заменить на новые.

Хотим обратить ваше внимание на то, что мы привели только наиболее распространенные неисправности, которые возникают в работе гидросистемы мини-трактора, их причины, способы устранения. В том случае, если выполненные вами работы не дали желаемого результата, рекомендуем обратиться за компетентной помощью к специалистам СТО «Гидромаркет». Также хотим напомнить, что все компоненты гидравлического контура вы сможете купить в нашем каталоге товаров по лучшим ценам в Украине и с сертификатами, официальными гарантиями.